rus eng pers
 
 
























Посетителей
Сегодня ...7
На сервере ...1

Показано
Всего ... 1071662 
Сегодня ... 91 
Публикации  
Эксперты о возможностях Ирана самостоятельно обеспечить внутренние потребности в топливе
03.08.10 10:20

Последние заявления Тегерана об увеличении объемов производства бензина в стране и о возможности самостоятельного обеспечения внутренних потребностей в топливе носят пропагандистский характер.

Так считают эксперты.

'Последнее заявление министра нефти Ирана и предшествующее ему замечание по этому вопросу президента Ирана носят пропагандистский характер, - сказал по телефону британский аналитик иранского происхождения, профессор университета Глазго Реза Тагизаде. - Такое решение может приниматься в качестве выхода из затруднительной ситуации на короткий срок, но потребители бензина не будут удовлетворены качеством такого вида топлива'.

Министр нефти Ирана Масуд Мирказеми сказал в среду, что, увеличив объем производства бензина до 170 миллионов в сутки через четыре года, ИРИ не только откажется от импорта бензина, но и начнет экспортировать его в другие страны.

Он добавил, что при необходимости иранские нефтеперерабатывающие заводы способны производить дополнительно 15 миллионов литров бензина в сутки в случае чрезвычайных ситуаций.

По словам Тагизаде, в строительстве нефтеперерабатывающих заводов в Иране существуют финансовые затруднения. Также имеется проблема в обеспечении запасными частями оборудования на существующих предприятиях.

'Процесс модернизации нефтеперерабатывающих заводов осуществляется медленно, - сказал он. - В нынешних условиях Иран не сможет в течение четырех лет производить бензин в необходимом количестве'.

Сегодня на иранских НПЗ производится 44,7 миллиона литров бензина в сутки. Это: нефтеперерабатывающий завод в Бендер-Аббасе (21 процент всего выпускаемого в стране бензина), НПЗ в Абадане (20,2 процента), в Исфагане (18,2 процента), в Тегеране (15 процентов), в Араке (10,4 процента), в Тебризе (6,2 процента), в Ширазе (3,8 процента), в Лаване (2,4 процента) и в Керманшахе (1,7 процента).

В настоящее время в Иране ежесуточно потребляется в среднем около 65 миллионов литров бензина. Учитывая, что на отечественных предприятиях производится более 44 миллионов литров бензина в сутки, около 21 миллиона литров топлива Иран ежесуточно вынужден импортировать из-за границы (в основном из европейских стран). Хотя Иран является пятым крупнейшим в мире экспортером сырой нефти, он все еще вынужден импортировать до 40 процентов бензина. Этот продукт возглавляет список основных импортируемых товаров в страну.

Тагизаде считает, что, смешивая различные виды нефтепродуктов и используя нефтехимический потенциал, можно получить топливо для автомобильных двигателей и бытовых нужд.

'Но такой вид топлива может нанести урон как окружающей среде, так и автомобилям', - сказал он.

Для производства такого объема бензина, который Иран импортирует, стране необходимо использовать смесь других нефтепродуктов, что, в свою очередь, приведет к дефициту дизельного топлива и других нефтепродуктов на внутреннем рынке, полагает Тагизаде.

'Если этот процесс будет реализован и будет получен бензин, возникнет недостаток других нефтепродуктов, включая дизельное топливо', - сказал он.

Вопреки мнению Тагизаде, консультант по вопросам энергетики из Лондона Мехди Варзи считает, что Иран через три года мог бы стать экономически независимым (от импорта бензина), если бы ему удалось увеличить производство бензина и повысить на него цены.

В настоящий момент в Иране растет озабоченность ситуацией с поставками бензина из европейских стран в свете ужесточения международных экономических санкций в отношении этой страны.

9 июня Совет безопасности ООН принял предложенную США резолюцию о введении новых международных санкций против Ирана. Затем дополнительные односторонние санкции в отношении Исламской Республики были объявлены администрацией США, а 26 июля министры иностранных дел стран ЕС одобрили пакет односторонних 'антииранских' мер, среди которых решение о сокращении экспорта бензина.

Французская нефтегазовая группа Total стала последней западной компанией, которая прекратила поставки нефтепродуктов, в частности бензина, в Иран после введения США односторонних санкций против этой страны. Ранее поставки бензина в Иран приостановили англо-голландский концерн Royal Dutch Shell PLC, British Petroleum, голландско-швейцарские трейдеры Vitol Holding BV и Trafigura Beheer BV, швейцарский сырьевой трейдер Glencore International AG, а также российская 'ЛУКОЙЛ', малазийская госкомпания Petroliam Nasional Bhd (Petronas) и индийская Reliance Industries.

По поводу возможных поставок бензина Ирану рядом российских компаний Тагизаде считает, что сейчас экспорт невозможен.

В пятницу иранское информагентство Fars передало со ссылкой на главу комиссии по Ирану Московской торгово-промышленной палаты и руководителя московского Центра изучения современного Ирана Раджаба Сафарова, что до конца августа три российские компании - 'Газпромнефть', 'Роснефть' и 'Татнефть' начнут поставки бензина в Иран.

По словам Сафарова, переговоры по этому вопросу уже проведены, в настоящее время обсуждаются вопросы логистики, банковской гарантии и цен.

'Я считаю, что, вопреки словам Сафарова, 'Газпромнефть' не заинтересована в продаже Ирану нефтепродуктов, так как недавно она заключила с США контракт, что свидетельствует о ее ориентированности на рынок США', - сказал он.

Кроме того, по словам Тагизаде, подобные грузы необходимо страховать, а в настоящий момент из-за действия режима санкций это является вторым препятствием при продаже Россией нефтепродуктов Ирану.