rus eng pers
 
 
























Посетителей
Сегодня ...7
На сервере ...1

Показано
Всего ... 1071670 
Сегодня ... 99 
Публикации  
США взяли Иран в морскую блокаду
17.08.10 15:40

Заместитель министра финансов США Стюарт Леви объявил, что его правительством введены односторонние санкции против трех иранских судоходных компаний. Все они являются дочерними предприятиями главной иранской национальной судоходной компании Islamic Republic of Iran. Shipping Line, сообщает ИТАР-ТАСС.

Как утверждает Стюарт Леви, санкции обусловлены тем, что Иран использует свой флот для продвижения ракетной программы и перевозки оружия. «Иран последовательно использует своего национального морского перевозчика для продвижения вперед ракетной программы и транспортировки иных грузов военного назначения», – заявляет американский чиновник.

Напомним, что 9 июня Совет Безопасности ООН принял предложенную США резолюцию о введении новых международных санкций против Ирана. Затем о введении дополнительных односторонних санкций в отношении исламской республики объявили США, а 26 июля пакет односторонних антииранских мер одобрили главы МИД государств Евросоюза.

Стоит особо подчеркнуть, что принятые США и ЕС пакеты санкций вводят запрет на инвестиции и передачу технологий Ирану в области нефте- и газодобычи, а также нефтепереработки. Таким образом, Вашингтон и Брюссель надеются нанести удар по ключевому топливно-энергетическому сектору и склонить Тегеран к капитуляции – т. е., выражаясь дипломатическим языком, «к сотрудничеству с мировым сообществом».

Примечательно, что американские и европейские санкции распространяются не только на компании США и ЕС, но и на все третьи страны. Если они будут уличены в поставках в Иран подпадающих под санкции технологий, им может быть отказано в работе на западных рынках.

Однако, как утверждает Стюарт Леви, Тегеран идет на ряд ухищрений, чтобы исправить ситуацию и обойти санкции. В частности, суда перекрашиваются или переименовываются, фальсифицируются документы на груз и место его назначения, а также используются иностранные фирмы или компании, зарегистрированные за пределами Ирана. «Мы должны удвоить бдительность в отношении как внутренних судоходных линий Ирана, так и его попыток использовать торговый флот и экспедиторские компании третьих стран для переброски незаконных грузов», – заявил заместитель главы Минфина США.

Он напомнил, что его министерство уже наказало на прошлой неделе крупными денежными штрафами четыре американские компании морских перевозок, обвиненные в сотрудничестве с Тегераном. Правительством США расследуются и «другие дела» по схожим подозрениям, сказал замглавы Минфина. А в минувшую пятницу США пошли на новый аналогичный шаг в отношении еще трех иранских дочерних фирм, базирующихся на Мальте.

Развернув такую кампанию давления на морское судоходство, связанное с Ираном, в Вашингтоне не скрывают, что рассчитывают сильно осложнить Тегерану жизнь. После объявления односторонних санкций США и Евросоюзом западные наблюдатели с удовлетворением констатируют, что объем морских поставок в Иран неуклонно снижается.

Многие страховые компании отказываются страховать грузы, следующие в исламскую республику. В первую очередь пострадали суда, перевозившие нефть и нефтепродукты, а также промышленное оборудование, т. к. порты по всему миру отказываются принимать незастрахованные иранские сухогрузы и танкеры. В результате жизненно важный импорт нефтепродуктов в Иран снизился на 50%. Так, в июле в Иран поступало около 60 тыс. баррелей бензина, дизельного топлива и керосина в день по сравнению со 120 тыс. баррелей в мае.

Здесь требуется некоторое пояснение. Хотя Иран, как известно, еще с конца XIX века является одним из крупнейших мировых производителей нефти, до революции 1979 года эта нефть принадлежала не Ирану, а сперва английским, а потом – американским нефтяным компаниям. А последние никак не были заинтересованы создавать в самом Иране предприятия нефтепереработки, предпочитая вывозить сырую нефть. По аналогичным причинам в Иране весьма слабо развита и железнодорожная сеть. Поэтому основой транспортных коммуникаций Ирана по сей день остаются автотранспортные перевозки и авиация. Следовательно, страна постоянно нуждается в транспортном топливе, значительную часть которого она вынуждена импортировать.

Согласно июньской статистике Министерства нефти Ирана, ежесуточно страна потребляет около 63 млн литров бензина, а производит всего 45 млн литров. Недостающие 18 млн литров приходится покрывать за счет импорта, доставляемого в первую очередь через морские терминалы. А именно морские перевозки в Иран сейчас пытаются поставить под свой контроль Соединенные Штаты.

Правда, как сообщал KM.RU директор Центра изучения современного Ирана Раджаб Сафаров, иранским правительством принята программа строительства 10 крупных НПЗ на протяжении ближайшего десятилетия. В результате реализации этой программы Тегеран планирует резко нарастить мощности по переработке нефти и обеспечивать себя нефтепродуктами самостоятельно, а затем даже начать производить их на экспорт.

Однако для строительства НПЗ нужны инвестиции и технологии, которых у Ирана сегодня еще нет. От западных компаний, покинувших Иран задолго до введения санкций, их ждать не приходится. А российские компании пока боятся предпринимать какие-либо шаги, ожидая, вероятно, «политического решения» с самого верха. Правда, иранцы продолжают рассчитывать на Китай, который хоть и голосовал (как и Россия) в СБ ООН за введение санкций, но все же очень заинтересован в иранской нефти.

Поэтому 10 дней назад министр нефти Ирана Масуд Мирказеми побывал с визитом в КНР. Иранское агентство Shana сообщало, что основным вопросом визита были соглашения об инвестициях китайских компаний в строительство НПЗ в Иране и об участии Пекина в освоении месторождений нефти и газа.

По оценкам экспертов, сейчас Пекин стал крупнейшим иностранным игроком в иранском энергетическом секторе. «Китайцы воспользовались уходом западных компаний и превратились для Ирана в почти незаменимого партнера, – цитирует «Коммерсантъ» эксперта RusEnergy Михаила Крутихина. – Особенно эта зависимость усилилась в ходе кризиса, когда ни у кого на Западе не было денег для инвестиций в рискованные проекты, а китайцы бегали по миру с мешками денег и скупали все скважины и шахты».

Так, в ноябре прошлого года Тегеран одобрил первую фазу освоения одного из крупнейших нефтегазовых месторождений страны «Ядаваран» (по оценкам иранских властей, извлекаемые запасы составляют около 3,2 млрд баррелей нефти и около 80 млрд кубометров газа), которым будет заниматься китайская нефтяная госкомпания Sinopec. Тогда же Национальная компания Ирана по нефтепереработке (NIORDC) подписала с Sinopec меморандум о взаимопонимании, предусматривающий китайские инвестиции в размере $6,5 млрд в строительство НПЗ в Иране.

Как отмечает Михаил Крутихин, китайцы участвуют в самых лакомых нефтегазовых проектах в Иране, включая освоение крупнейшего в мире газового месторождения «Южный Парс». Накопленный объем китайских инвестиций в нефтегазовый сектор страны заместитель министра нефти Ирана Хоссейн Ширази оценил в $40 млрд.

При этом Китаю «плевать на любые санкции. Интеллектуальная собственность тоже вроде как защищена разными документами, однако китайцы спокойно всё копируют и ничуть не переживают», говорит Крутихин. Кроме того, Пекин всячески старается использовать для работы в Иране компании, не ведущие бизнес в Европе и США. Так, крупнейшим поставщиком нефтепродуктов в Иран является компания Zhuhai Zhenrong, официально с госкорпорацией CNPC не связанная.

Поэтому, вопреки надеждам Вашингтона и Брюсселя, Иран не спешит на «сотрудничество с мировым сообществом». Напротив, Тегеран заявляет, что собирается строить новые заводы для обогащения урана до 20%, используемого в мирной атомной программе.

На днях США заявили, что предстоящий запуск АЭС вблизи иранского Бушера, строительство которой велось с участием российских специалистов, и обещание Москвы обеспечить эту станцию ядерным топливом освобождают Тегеран от необходимости обогащать уран на своей территории.

В ответ председатель Комитета по национальной безопасности и внешней политике парламента Ирана Алаэддин Боруджерди заявил, что, «согласно долгосрочной программе развития национальной атомной энергетики, Иран планирует сооружение 20 аналогичных бушерскому энергоблоков в целях выработки 20 тыс. мегаватт энергии. Такую задачу парламент поставил перед правительством. Для этих энергоблоков также потребуется топливо». Поэтому, как передает ИТАР-ТАСС слова Боруджерди, «Тегеран продолжит деятельность по обогащению урана, при этом вестись она будет в строгом соответствии с правилами и положениями, установленными Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ)».