rus eng pers
 
 
























Посетителей
Сегодня ...1
На сервере ...1

Показано
Всего ... 1070507 
Сегодня ... 592 
Публикации  
Цена вопроса
19.11.10 12:00

Чтобы понять, сколь непросты проблемы, стоящие сегодня между прикаспийскими государствами, хочу напомнить их истоки. Правовой статус Каспийского моря изначально был определен договором 1921 года между Россией и Персией, а затем — договором 1940 года между СССР и Ираном. Эти документы предусматривали, что море находится в общем пользовании двух государств. Плавание судов под флагами других государств было запрещено, а разграничение водного пространства, за исключением 10-мильной прибрежной зоны,— недопустимо.

Однако после распада СССР возникшие на Каспии новые независимые государства — Азербайджан, Казахстан и Туркмения — посчитали себя свободными от прежних договоров. К тому же в документах 1921 и 1940 годов ничего не говорилось о минеральных ресурсах каспийского шельфа и морского дна. Между тем именно они-то и стали сегодня главным яблоком раздора.

С 1992 года, когда был создан Комитет сотрудничества прикаспийских стран в составе России, Ирана, Азербайджана, Казахстана и Туркмении, переговоры по Каспию знали свои приливы и отливы, отражая борьбу общих и частных интересов. Еще в ноябре 1996 года 'каспийская пятерка' вроде бы договорилась решать все вопросы на основе консенсуса. Однако взаимопонимание никак не вырисовывалось. При этом национальные интересы стали напоминать о себе все острее.

К примеру, Туркмения не может договориться не только с Ираном, Россией и Казахстаном, но и имеет серьезные разногласия с Азербайджаном, оспаривая права на нефтяные месторождения Гюнешли, Чираг и Кяпаз, вплоть до обращения в Международный арбитражный суд.

В ситуации разброда и шатаний Каспий стали делить по частям — на основе двусторонних и трехсторонних договоров.

Принципиальный пункт, по которому занимающие общую позицию Россия и Иран расходятся с Азербайджаном, Казахстаном и Туркменией,— это вопрос о проектах строительства нефте- и газопроводов по дну Каспия. Ясно, что раздел его южного сектора на национальные зоны объективно не отвечает интересам российского 'Газпрома'. Поэтому в любой итоговый документ Россия вынуждена включать требование согласовывать крупные проекты со всеми пятью прикаспийскими государствами. Это даст ей право вето на предложения о строительстве нефте- и газопроводов в обход ее территории. Иран также меньше всего заинтересован в прокладке новых труб мимо его территории.

Однако Баку, Астана и Ашхабад заинтересованы в любых дополнительных маршрутах нефтегазового экспорта. Они хотят развязать себе руки и позицию Москвы и Тегерана не приемлют.

В условиях столкновения взаимоисключающих интересов на Каспии наивно ждать, что его проблемы разрешатся легко и безболезненно. Во всяком случае, после встречи в Баку этого точно не произойдет.

Раджаб Сафаров,
генеральный директор Центра изучения современного Ирана