rus eng pers
 
 
























Посетителей
Сегодня ...3
На сервере ...1

Показано
Всего ... 1064965 
Сегодня ... 496 
Публикации  
Переговоры по ядерной программе Ирана: чем они грозят России?
24.06.14 11:32

В настоящие время в Вене завершается решающий раунд переговоров Ирана и «шестерки» международных посредников по ядерной программе Тегерана.

Однако, между предыдущим, четвертым и пятым этапами переговоров прошло некоторое время за которое, в мире произошло несколько неоднозначных событий. Какое влияние произошедшие события оказали на участников переговоров? Удастся ли завершить переговоры в первоначально установленные сроки – до 20 июля или диалог между Ираном и «шестеркой» будет продлен? Состоится ли вообще подписание соглашений? Наконец, что знаменуют собой сами переговоры, и каково будет их влияние на мировой политический процесс?

Ответы на данные вопросы пытались дать участники круглого стола на тему «Ядерная программа Ирана: наступит ли развязка?», который прошел 23 июня в пресс-центре РИА Новости.

В дискуссии приняли участие генеральный директор Института по изучению современного Ирана Раджаб Сафаров, заведующий отделом Кавказа Института стран СНГ Владимир Евсеев, старший научный сотрудник ИВ РАН, профессор Владимир Сажин, председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль.

Как отметил Раджаб Сафаров, пятый, заключительный этапа переговоров имел огромное значение для всех их участников: «После него окончательно стало ясно, будут ли подписаны соответствующие соглашения или нет. Фактически, пятый раунд переговоров можно считать точкой невозврата - стороны впервые были едины в позициях. Кроме того, стало понятно, что никакой необходимости в продлении диалога нет. Наоборот, стороны всеми силами стремятся подписать соглашение до 20 июля».

Тем не менее, Р.Сафаров заметил, что на пути подписания договоренностей предстоит преодолеть еще немало трудностей. Таковыми являются объем и качество иранской ядерной программы, порядок снятия санкций (частичное, постепенное или единовременное), а также доверие к Ирану в свете исполнения обязательств, налагаемых договором.

Все это обостряется происходящими в настоящее время событиями и создает существенные предпосылки для максимизации интересов определенных сторон и их нежелания идти на какие-либо уступки: «Подписание евразийского экономического союза очень напугало запад – данное обстоятельство может пошатнуть не только позиции США на мировой арене, но и всю систему однополярного мира. Таким образом, вступление Ирана в данный союз представляет собой большую угрозу для западных стран. В связи с этим, Запад придумал ряд мер по налаживанию отношений с исламской республикой. Другим важным фактором в смягчении политики по отношению к Ирану и его ядерной программе стал провал американской политики в Ираке. Наконец, необходимо отметить и нейтралитет Ирана по отношению к ситуации на Украине и присоединению Крыма к России. Учитывая все это, становится понятно, что как США, так и ЕС, заинтересованы в налаживании отношений с этой страной» - считает Р.Сафаров.

При этом, заведующий отделом Кавказа Института стран СНГ Владимир Евсеев, полагает, что данные переговоры нельзя рассматривать как существенный перелом в отношениях Запада и Ирана: «Как известно, Президенту США Бараку Обаме будет трудно провести документы, связанные с Ираном через конгресс. В связи с этим, он предложит Ирану то, что будет налагать мало обязательств на США и создаст видимость переговоров для Ирана. Об этом свидетельствует то обстоятельство, что в готовящемся соглашении нет дополнительного протокола, который определял бы какие объекты на территории исламской республики будут попадать под проверки МАГАТЭ, а какие нет. Таким образом, базы для разработки и применения ядерного оружия могут появиться в Иране, если этого захочет руководство страны. С другой стороны, руководство Ирана ориентировано на экономическое развитие, для чего необходимо снятие Европой и США санкций с республики. В результате переговоров, Иран получит некие послабления и сможет более интенсивно развиваться. Однако, это не является гарантией отказа иранского руководства от идеи создания ядерного оружия. В этой связи проблема только отодвигается до решения нового американского президента. В настоящее время наблюдается лишь имитация переговорного процесса, в ходе которого нет и речи о снятии с Ирана всех санкций, так и оказания ему доверия по ядерной программе».

Подобная ситуация, по мнению профессора Владимира Сажина, влечет за собой ряд негативных последствий. Главное из них – распространение ядерного оружия среди других стран.

Председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль полагает, что планы США на Востоке намного обширнее, нежели просто имитация переговоров. Главная цель их политики по улучшению отношений с Ираном, по его мнению, заключается, в стабилизации с помощью исламской республики Востока: «США перемещают свое внимание с Саудовской Аравии на Иран. Сверх задача здесь - война между Тегераном и усиливающимся в регионе Эр-Риядом. Кроме того, американцы в настоящее время не могут оказать влияние на иракских боевиков и пытаются наладить отношения с Ираном, чтобы именно иранцы решили эти проблемы. Сами американцы в то, что происходит сейчас в Ираке вмешиваться бояться».

Профессор Владимир Сажин считает, что вопреки происходящим процессам, говорить о серьезном улучшении американо-иранских отношений не приходится – у данных стран нет совершенно никакого базиса для налаживания сотрудничества, чего, кстати, не скажешь об Иране и России: «Россия может быть первой в некоторых областях сотрудничества с Ираном. Первая отрасль – энергетика, вторая – космос, третья – железнодорожный транспорт. В Иране достаточно сложный рельеф. Россия могла бы существенно помочь иранцам при строительстве железнодорожных путей. Наконец, сотрудничество в военно-технической сфере, которое наблюдалось в советские годы».

При этом, по мнению экспертов, выход Ирана на европейские рынки не представляет какую-либо существенную угрозу для России: «Ирану нужно несколько лет, чтобы восстановить свои возможности. Сейчас эти возможности ограничены. Поэтому серьезным образом влиять на политику они не могут. Также, не нужно забывать и о том, что квоты на производство нефти в Персидском заливе определяет ОПЕК. И в случае продажи иранского газа в Европу, способствовать увлечению его поставок будут в большей степени стран ЕС, стремящиеся обособиться от России в газовой сфере» - отметил председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль.

В любом случае, итоговый документ по ядерной программе Ирана еще не подписан. Учитывая скоротечность последних событий, ко времени его подписания (20 июля) многое в мировой политике может измениться. Однако, то, что Иран, постепенно выходя из политической и экономической изоляции, становится весьма значимым игроком на мировой арене, игнорировать, безусловно, нельзя. Учитывая его осторожную политику, России целесообразно первой протянуть руку дружбы исламской республике. В противном случае, это будет сделано нашими европейскими коллегами, которым сближение России и Ирана, как известно, не слишком выгодно.

Виктория Цуран